В новейшем сборнике «Активность дакини» представлены практики дакини и комментарии к ним великих мастеров прошлого и современности.


Источник активности — это дакини. Существуют пять видов активностей: умиротворяющие, преумножающие, притягивающие и подчиняющие, а также высочайшая активность. Главный путь к совершенству этих активностей — практики дакини, в том числе собранные в этой книге. Эти великие драгоценные практики могут быть сведены к трём корням: лама, йидам и дакини. Лама — это источник благословений, йидам — источник свершений, а дакини — источник активности. Именно дакини выполняет активности для ламы и йидама. Иными словами, добродетель благословений и свершений — это активность, то есть дакини, при чём как дакини мудрости, так и мирские дакини.

 
Предисловие
Марсия Байндер Шмидт

Всегда полезно оглядываться назад, чтобы посмотреть, насколько неверными оказываются предубеждения. Возьмём один обыденный пример: меня всегда интриговали цыгане, я представляла их, словно в голливудских фильмах, где цыганок играют такие актрисы, как Долорес дель Рио и Рита Хейворт. Когда много лет назад в Барселоне я впервые увидела реальную цыганку, она, конечно же, совершенно не соответствовала моему стереотипу и даже оказалась полной противоположностью ему. Все мои недалёкие предубеждения тут же разбились вдребезги.


То же самое произошло с дакини: пока я не начала работу над этой книгой, в моей голове витал смутный образ старлетки, грациозно и стремительно летящей сквозь пространство, звенящей колокольчиками, щеголяющей драгоценными камнями и шелками и совершенно обворожительной. Хотя это могло бы быть поверхностным описанием того образа, в котором предстают перед нами некоторые дакини (если мы вообще можем их увидеть), дакини мудрости не обязательно выглядят или ведут себя подобным образом. Они — могущественные и даже вселяющие страх силы, с которыми нужно считаться. Я узнала, что они — одна из последних инстанций, определяющих, насколько верны воззрение, медитация и поведение практикующих. Если дакини недовольны, они обрушивают на нас неописуемые негативные последствия в этой жизни, бардо и следующей жизни. Дакини совершенно точно не похожи на сестёр из университетского женского клуба или добрых старших подруг. Они — объекты глубокого уважения и почитания. Хотя сёстры из женского клуба и старшие подруги также заслуживают уважения, я хочу подчеркнуть, что мы должны осознавать всю глубину дакини.


Однако если мы, йогины и йогини, поддерживаем правильное воззрение, правильную медитацию и правильное поведение, дакини мудрости становятся для нас лучшими защитницами и проводниками. Они выступают посредницами в исполнении дхармических активностей и непрерывно поддерживают нас в этой жизни, бардо и следующей жизни. Таким образом, дакини, подобно защитникам Дхармы, могут быть силами великого блага или великого вреда, в зависимости от наших качеств как практикующих. Как моих наивные заблуждения о цыганках, мои ложные представления о дакини разбились вдребезги. Сейчас я испытываю глубокое уважение к проницательности этих высших существ, а также развила в их отношении здоровый, сознательный страх.


«Активность дакини» — заключительная книга в серии «Три корня», делающая акцент на практиках дакини. Позвольте напомнить, что лама — это источник благословений, йидам — источник свершений, а дакини и защитники — источник активностей. Разумеется, это деление подобно трём линиям, начерченным на небе. Для успешного исполнения активностей нам нужны благословения и свершения — без них мы ничего не достигнем. Наш обычный дискурсивный ум совершенно не способен управлять не только дакини мудрости, но даже мирскими дакини. Их невозможно призвать к действию для достижения ограниченной цели, и они не отвечают тем, кому не достаёт реализации. Без поддержки мудрости, благословений и свершений наши попытки послать лучи и крюки света будут непоследовательными. Подобные эманации растворятся в пустоте и не будут иметь большой ценности. Даже на мирском уровне, если мы хотим, чтобы важные и могущественные люди вняли нашим желаниям, нам нужно как минимум достичь их уровня. Попрошайка не может приказывать царю.


Это возвращает нас к важнейшему моменту: нам необходимо полагаться на мощные алхимические принципы божества, мантры и самадхи. В идеале мы позволяем неотделимым друг от друга практикам стадий зарождения и завершения развернуться в состоянии ригпа. Однако поскольку для большинства из нас это невозможно, нам нужно по крайней мере представить себя центральной фигурой в той мандале, которую мы создаём. Тогда мы начитываем мантры и совершаем активности из состояния самадхи, удостоверившись, что наша цель является полностью альтруистической, а не обыденной или эгоистической. Мы приказываем божествам с дхармическими целями — ради Дхармы и других живых существ: привлекать — а в случае Курукуллы, притягивать — учителей, учения и их понимание, а также богатство и благоприятные условия. Если нами руководят своекорыстные интересы, мы можем сколько угодно бить в барабан и звонить в колокольчики, но дакини не отзовутся и не исполнят свои активности. Какими бы сочными ни были эти практики, их мотивация — как и в любых других практиках — обретение реализации и способностей на благо существ и Дхармы. Перефразируя известное высказывание: потрудитесь исполнить очищение от омрачений и накопление; опираться на любые другие средства — заблуждение.


Таким образом, эти практики дакини предлагаются как возвышенные методы игры с динамической энергией. Они могут очаровывать или вселять ужас, но никогда не бывают мирскими или обыденными! Первая цель, которую мы должны поставить перед собой — это обрести контроль над собственным неустойчивым умом. Тогда у нас появятся силы, чтобы направить его к умиротворению, приумножению, притяжению или подчинению всех внешних и внутренних феноменов ради большего блага. Перед вами несколько золотых кирпичиков в мостовой, ведущей к просветлению. Идите легкой, уверенной поступью, исполненные великим изумлением. Пусть благословения и свершения сопутствуют всем нам — практикующим, ищущим руководства дакини.