Фонд Сохраним Тибет напечатал новый тираж популярной книги Сергея Александрова «Буддизм глазами физика»! Приобрести можно в нашем интернет-магазине.


ВСТУПЛЕНИЕ

Я физик и одновременно буддист. Нет ли в этом противоречия? Как религиозные взгляды буддизма могут уживаться с научным мировоззрением? Каково буддийское и научное видение реальности и абсолютной истины? Что общего между квантовой гравитацией и буддийским пониманием «пустоты»? Вот некоторые из проблем, которые я бы хотел затронуть в этой книге. 

На самом деле эти проблемы, конечно, не новы. С самого начала знакомства западного мира с буддизмом многие были поражены практически полным отсутствием в этом учении мистических элементов и веры в сверхъестественное. Вместо традиционных религиозных верований они нашли, что буддизм основан на логике, знании и опыте, и поэтому даже предлагали рассматривать его не как религию, а как набор психофизических техник или как чистую философию. Более того, в последние десятилетия происходит непрерывный диалог между буддизмом и западной наукой. С одной стороны, все больше проводится исследований, посвященных изучению влияния буддийских медитативных практик на мозг человека, его психическое и моральное состояние и даже физическое здоровье. Результаты этих исследований доказывают на объективном уровне потрясающую эффективность таких практик. С другой стороны, достаточно широко обсуждаются захватывающие аналогии между различными аспектами буддийского мировоззрения и той картиной мира, которая возникла благодаря открытию квантовой механики в начале XX века. Например, подробному анализу этих аналогий посвящена книга американского астрофизика Вика Мэнсфилда [1]. Всевозможные стороны взаимодействия между буддизмом и наукой рассматриваются также в книгах знаменитого буддийского наставника Йонге Мингьюра Ринпоче [2] и Его Святейшества Далай-ламы XIV [3], где, помимо прочего, можно найти обсуждение огромной практической пользы, к которой может привести такое взаимодействие. 

Однако, как мне кажется, ни одно из этих направлений деятельности не дает исчерпывающих ответов на поставленные выше вопросы. Ведь буддизм не сводится ни к набору практик, помогающих при стрессе, ни к абстрактным представлениям о нашем физическом мире. Собственно говоря, он потому и является одной из мировых религий, что объединяет глубочайшую философию, основанную на определенных принципах и охватывающую как материальные, так и духовные аспекты мироздания, с конкретными методами, ведущими к духовному совершенству. В отрыве друг от друга или будучи редуцированы до каких-то ограниченных и прикладных целей, эти части теряют свой первоначальный смысл, становятся сухими и безжизненными. Именно поэтому мне кажется важным рассмотреть, как соотносятся с научным мировоззрением не только отдельные аспекты буддизма, но и сама структура этого учения, а также его основные принципы. Скромная попытка сделать это и представлена в этой книге. 

Кроме того, я хочу еще раз критически проанализировать те аналогии и параллели, которые часто проводятся между некоторыми буддийскими понятиями, с одной стороны, и научными представлениями – с другой. В частности, большинство таких аналогий опирается на выводы, полученные в результате развития квантовой механики и квантовой теории поля. Эти выводы достаточно широко известны, так как многократно освещались в научно-популярной литературе и становились объектом философских дискуссий. Однако со времени открытия этих теорий наука продвинулась достаточно сильно вперед. Сегодня ее передний фронт, отражающий наше понимание фундаментальных основ физического мира, пролегает там, где находится проблема квантовой гравитации. Суть этой проблемы в том, чтобы объединить законы квантовой механики с общей теорией относительности Эйнштейна или каким-либо ее обобщением, описывающим гравитацию. Решению этой проблемы и посвящена моя основная работа как физика-теоретика. И хотя она до сих пор остается нерешенной, в ходе исследований было получено много новых результатов, которые способны изменить наше представление о Вселенной таким же кардинальным образом, как открытие квантовой механики. Как мне кажется, некоторые из них замечательно вписываются в буддийскую концепцию, и я бы хотел вынести эти новые аналогии на суд читателя. 

Наконец, я использую эту книгу как возможность очередной раз обсудить распространенные заблуждения по поводу буддизма и различных его аспектов. Я лично сталкивался с ними, когда разговаривал о буддизме и его мировоззрении с разными людьми. Порой эти заблуждения могут принимать самые неожиданные формы и появляться там, где их совсем не ждешь. Надеюсь, что эта книга поможет развеять хотя бы некоторые из них. 

Стоит отметить, что хотя в книге обсуждаются основные принципы буддийской философии, она ни в коем случае не должна рассматриваться как введение в буддизм. Для этого существуют куда более авторитетные авторы и их работы. Например, для тех, кто хочет всерьез заняться изучением буддизма, я бы рекомендовал замечательные лекции профессора Е.А.Торчинова [4]. Цель же моей книги – показать непротиворечивость и даже близость буддийского и научного взглядов. Условно ее можно разделить на три части, каждая из которых состоит из трех глав. Первые три главы посвящены обсуждению основ буддийского учения и используемых им методов познания, которое перемежается многочисленными сравнениями с научным подходом и тем, что мы знаем сейчас о Вселенной. Во второй части я рассматриваю более сложные вопросы, которые концентрируются вокруг буддийского учения о пустоте. Наконец, в третьей части анализируются самые последние достижения в понимании фундаментальной структуры нашего мира, достигнутые за последние годы в теоретической физике, и их связь с буддийским пониманием пустотности. Многие из них невозможно найти в научно-популярной литературе, и поэтому, мне кажется, они могли бы вызвать интерес как у только начинающих интересоваться буддизмом, так и у буддистов со стажем, которые смогли бы для себя почерпнуть кое-что интересное из мира науки или те новые аналогии, которые я здесь предлагаю. 

Для удобства читателя, малознакомого или с буддийской, или с научной терминологией, в конце книги есть два словаря-указателя: санскритских терминов, встречающихся в тексте, и терминов из области физики. Каждый термин сопровождается очень кратким определением. Хотя в большинстве случаев определения и не отражают всей глубины этих понятий, они должны помочь читателю не потерять нить рассуждений, если он забыл значение одного из таких терминов. В основном тексте эти термины выделены курсивом при первом появлении в каждой главе. Чтобы подчеркнуть значение некоторых слов или выражений, используется полужирный шрифт. 

В заключение я должен предостеречь: в буддизме существует множество школ и направлений. Хотя есть определенный набор принципов, которые принимаются всеми из них, что и позволяет рассматривать их как части единой буддийской традиции, существуют между ними и различия. В частности, наиболее существенно различаются школы махаяны (или Великой колесницы) и тхеравады. Сам я придерживаюсь традиции тибетского буддизма, который является частью махаяны. Поэтому взгляды, представленные в книге, излагаются с точки зрения этой традиции и могут в некоторых аспектах не совпадать с воззрениями, принятыми в других. Если же здесь содержатся какие-то ошибки, то они возникли только вследствие моего несовершенного понимания буддийской философии, и я хочу заранее попросить у читателя прощения за это. 

Выражаю глубокую благодарность своим учителям, благодаря которым я приобрел те знания по физике и буддизму, о которых пойдет речь в этой книге. Если бы не они, это увлекательное путешествие в мир, где буддийские истины встречаются с завораживающими научными идеями о фундаментальной структуре мироздания, вряд ли бы состоялось. Я также признателен Вячеславу и Наталье Барляевым за ценные советы, позволившие сделать эту книгу чуть более понятной. Особую благодарность я бы хотел выразить Андрею Терентьеву за его подробные и точные комментарии, касающиеся тонких вопросов буддийской философии. Наконец, эта книга никогда бы не появилась на свет без моей драгоценной жены Татьяны, дарившей мне вдохновение все эти годы. Спасибо тебе за то, что ты есть! 

[1] Мэнсфилд В. Тибетский буддизм и современная физика: На пути к единству любви и знания. М.: Новый Акрополь, 2010. 
[2] Йонге Мингьюр Р. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему: Практическое руководство. М.: Открытый мир, 2009. 
[3] Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018. 
[4] Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.